Милениум в России

Рассказы очевидцев

Den

Я до сих пор не могу осознать и поверить в то, что все это происходило со мной. Сейчас я склонен верить, что та прошедшая неделя подарила мне несколько лучших дней в моей жизни! И, чтобы не быть голословным, я постараюсь связно изложить свои впечатления. Итак,

ПРЕДЫСТОРИЯ

Собственно, идея о концертах Милен в нашей многострадальной России была весьма не новой. Соответствующий слух прокатился по Сети еще весной 1999 г., когда стало известно расписание французской части Mylenium Tour; после сведения неоднократно обновлялись и уточнялись. Информация шла исключительно из Франции. Наконец, в конце ноября-начале декабря 1999 г. о концертах в России в одном из интервью упомянула сама Милен; появились официальные сведения и с российской стороны.
Я к тому времени уже давно находился в достаточной степени фанатизма, чтобы дернуть на концерт куда угодно в пределах России (сам я живу в Новосибирске), так что раздумий у меня не возникло. Тем временем прояснялись детали. В Москве должны были быть концерты 4-5 марта 2000 г., в Санкт-Петербурге - 8 марта 2000 г. Достаточно неожиданным было то, что концерты организуют практически независимо две разные фирмы - агенство Андрея Агапова в Москве и "Планета-плюс" - в Питере. Кроме того, неожиданно разной оказалась и ценовая политика, и, как следствие - идеология проведения концертов. В Москве билеты были только сидячие и очень дорогие ($8-350, причем за цену < $35 Милен можно было увидеть разве что в бинокль :( ), в то время как в Питере сделали ставку на стоячий партер и относительно дешевые билеты ($12-100). Всех нас очень сильно возмущало отсутствие стоячего партера в Москве, поскольку, как известно, все предыдущие концерты 89-96-99 гг. были стоячими. В этом смысле питерская организация выглядела привлекательнее. Впрочем, про Петербург я тогда не задумывался.
Без местного содействия мне в Москве практически ничего не светило, поэтому я занялся наведением контактов. Skurl охотно согласился приютить меня у себя, он же взялся за покупку билетов на концерты. К моменту моего отъезда мне были куплены два билета в партер - на 4 марта за $26 и на 5 марта за $35. Я подобрал себе удобный поезд, который шел до Москвы всего двое суток. По телевидению, которое я смотрю редко, радио - везде я натыкался на рекламу концертов, это было очень волнующе. Итак, все складывалось замечательно, можно было ехать.

1 МАРТА

Мда, день отъезда... Я, конечно же, не собрал сумку заранее, поэтому покидал туда все, что мне попалось на глаза и уехал на вокзал (а он находится от моего дома километрах в 50). В маршрутке с удовольствием послушал, как ведущая местного радио минут пять в благожелательных тонах рассказывала про концерты Милен Фармер в далекой Москве. Под конец она произнесла что-то вроде: "Ну, кому хочется, пусть поезжает в Москву",- я лишь улыбнулся своим мыслям. В городе я запасся едой и двинул на вокзал. Погода стояла преотвратная - далеко за минус + пурга + холодный ветер, и я, одевшийся в расчете на весеннюю Москву, порядком продрог.

2 МАРТА

Весь день ехал в поезде. Томский поезд оказался, по существу, большой электричкой, так что за все время состав вагона менялся раз пять. Я, от нечего делать, слушал пиратскую запись концерта 25 сентября 1999 г. в Берси и читал какую-то занудную философскую книжку.

3 МАРТА

Ура, прибыли! Москва мне показалась неприветливой, хотя я склонен это отнести на холодную пасмурную погоду и необычно большое для меня количество людей на улицах и в метро. Последний раз в Москве я был лет восемь назад, поэтому с интересом смотрел на город и людей. Еще на подъезде к Москве в поезде включили трансляцию "Европы +", и я услышал, что будет интервью с Милен вечером в 7 часов, причем анонс был, откровенно говоря, кичливый в смысле исключительности ситуации. "Хм, интересно" - подумал я. А еще подумал, что ребята сейчас, наверное, осаждают студию "Европы +" (как потом выяснилось, интервью шло в записи, и вообще про него мало кто знал). Я позвонил домой и поехал искать Skurl'a. Как назло, он где-то шлялся, и я проторчал в метро 3 часа и опять основательно промерз. Интервью пришлось слушать по плейеру. Ведущий (Отар Кушанашвили) откровенно стебался и вообще, на мой взгляд, вел себя не очень уважительно по отношению к Милен. Я еще немножко понедоумевал по поводу самого ведущего, так как, насколько мне известно, на "Европе +" он не работает. Сама "Европа +" явно пожалела вечерний прайм-тайм и постоянно вставляла между вопросами всякие левые песни. В общем, единственное, чем я наслаждался - это живой голос Милен. Он не перекрывался переводчиком и был таким теплым и нежным - просто согревал меня на этой холодной станции. К сожалению, на вопросе о Мадонне у меня окончательно загнулись аккумуляторы (сказалось увлечение пиратскими бутлегами :), за что и получили серию увесистых ударов и нелецеприятных выражений.
В 9 часов вечера я, наконец, дозвонился до Skurl'а. Оказалось, что от метро к нему еще нужно ехать три остановки на автобусе. Кое-как, с пересадками, я до туда добрался. С удивлением увидел в автобусах компостеры; меня просветили, что в автобусах попадаются контролеры (за все время в Москве я не увидел ни одного, и, как следствие, всю дорогу катался бесплатно :). Skurl встретил меня на остановке. Я ожидал, что он будет постарше, но еще больше удивился он :)). Skurl приволок меня домой, где я благополучно употребил прикупленное по дороге пивко ;). На меня сразу же свалилась гора всякого интересного миленостаффа, включая лицензионные диски, даже один винил, и огромная куча неслышанных мною ранее mp3шек. Но самыми главными были билеты на концерты, которые Skurl мне торжественно вручил. Они оказались неожиданно маленькими (свободно прописались у меня в паспорте) и очень качественно напечатанными. Skurl сразу же поставил саундтрек от "Джорджино", на его аппаратуре он слушался просто шикарно. Еще я послушал столь долго мною разыскиваемые Ainsi soit je lamentations и Rever the stripped dream mix. Это было нечто! Я в них просто влюбился с первого звука! Затем мы сели, почитали конференцию, которая росла просто бешеными темпами, пообсуждали малость наши модераторские проблемы. Напоследок Skurl свел меня по телефону с Nathalie и Libertine2000. Да, я был доволен и предвкушал завтрашние события :)

4 МАРТА

Утром мы со Skurl'ом поехали на Горбушку (была суббота). Сразу же на входе столкнулись с французскими фанатами, которых сопровождали ребята из одесского фан-клуба (Татьяна Бобина и Игорь Хмельницкий). Skurl поболтал с французами, а одесситы подарили нам по классной открытке с символикой MFIFC (как известно, у них налаженные связи с этим клубом) и свои симпатичные рекламные листки. Потом у памятника Пушкину Skurl нашел Мамлюка из Самары, которого он, как и я, видел впервые. Затем мы совершенно случайно натолкнулись на Lazy Cat'а в компании deli из Вильнюса и ALICE из Зеленограда. Мы пошлялись по Горбушке, Skurl прикупил себе видео со всеми клипами, и все двинули к нему домой. Здесь мы принялись есть припасенный по дороге тортик, пить колу, фотографироваться и болтать про жизнь и про Милен. Потом подъехал DMAlex и принялся всех снимать на видео. Skurl еще раз во всех подробностях рассказал, как они ездили встречать Милен в аэропорту (на тот момент, он был единственным из нас, кто видел ее вживую :). Милен прилетела на один рейс позже, чем немало обеспокоила поклонников. Они ее видели на выходе из зала и до лимузина, похлопали, кое-кто поревел..., их и Милен сняли на камеру и позже показали по ТВЦ.
Вскоре приехала Claire (она тоже из Зеленограда), привезла замечательную картину для Милен. Claire хорошо рисует, в частности, рисунок на web-конференции сделан ею, мне было приятно с ней познакомиться. Картину мы разворачивать не стали, а ограничились эскизом; заодно посмотрели и другие рисунки, сделанные обычной шариковой ручкой. Попутно все это время крутили на компе последние клипы, поскольку были люди, их еще не видевшие.
Настала пора ехать на концерт. Все, кроме DMAlex'а (у него был билет на 5-е число), поехали к "Олимпийскому". Там мы увидели просто огромную очередь людей, ждущих, когда их запустят. Чуть поотдаль спекулянты втихаря продавали билеты. Здесь мы встретили Shuric'а и Кarls0n'а; ребята казались уже явно озабоченными предстоящим концертом. Тут наша шумная компания с паспортами в руках (Skurl раздавал паспорта ребятам, едущим в Питер) чем-то не приглянулась стоящим рядом ментам, и Skurl'а c Shuric'ом уволокли к ментовскому автобусу для проверки документов. Мы потянулись вслед за ними, до концерта оставалось полчаса, и всякие инциденты сильно действовали на нервы. Менты почему-то посчитали, что Skurl и Shuric спекулировали билетами, хотя эти злосчастные билеты у них в руках даже и не появлялись. Минут через пять все разрешилось благополучно, и мы помчались искать служебный вход (вход в партер был через него). Возле входа какие-то мальцы окликнули нас в поисках лишнего билетика, на что Skurl ухитрился их между делом пригласить на web-конференцию. На входе хмурые милиционеры проверили наши билеты и пропустили нас внутрь. Сразу же внутри у нас оторвали корешки от билетов, проверили сумки и заставили пройти через металлоискатель, к чему я был абсолютно не готов. Я вообще люблю таскать в карманах кучу всякого хлама, а в другом городе и подавно носил кучу нужных в дороге вещей. В результате весь стол был завален вещами с моих карманов, а рамку металлоискателя я преодолел только с третьего раза. Похоже, звенели диски CD-R, хотя в них металла ни на грош, ну, может, поверхность большая... Собирать весь хлам со стола мне было некогда, и я смахнул его в сумку Skurl'у. В гардеробе тоже потребовали показать билет. На входе в небольшой зал ожидания с баром стояла уже своя, внутренняя охрана; естественно, пришлось показать билет и им.
Мы немножко постояли возле бара, Claire купила себе какой-то газировки. Никто из наших вроде больше не появлялся, и мы пошли дальше, в вожделенное будущее :). На выходе из зала у нас еще раз проверили билеты и сумки (я окончательно осознал, что идея не брать с собой фотоаппарат была скорее хорошей, чем плохой). На входе в партер была последняя (пятая по счету) проверка; Claire завернули с ее злосчастной газировкой, пришлось ее (газировку :) бросить.
И вот мы оказались внутри зала. С первого взгляда он показался очень большим: здоровенный партер, затем ряды кресел поднимаются к двум ярусам наверху. Освещение неяркое, температура - градусов 15-17 - в самый раз. В центре перед креслами высилась полукруглая, небольшая, по сравнению с залом, сцена, сверху донизу укрытая тонким непрозрачным занавесом. Я уже знал, что все, вплоть до сцены, было привезено непосредственно из Франции. К потолку был подвешен целый комплекс осветительных прожекторов, там же находились подвижные видеокамеры и места осветителей. Еще большее количество техники находилось внизу, все пространство перед сценой было заставлено всякими железками и отгорожено барьером, перед которым прохаживались охранники в строгих костюмах. Бедные, им предстояло весь концерт простоять спиной к сцене :), впрочем, их, по-моему, это особо не расстраивало.
Сразу же на входе в партер мы наткнулись на музыкантов, возившихся с инструментами. Я, правда, не совсем понял, зачем эта инструментальная "яма" вообще нужна, потому что потом все они находились на сцене. Среди них был тот самый забавный барабанщик Abraham с Live a Bercy'97 и гитарист Джефф Дальгрен. Skurl, который до этого соображал, как бы передать пресловутую картину Милен, тут же навалился на Джеффа. Говорили по-английски. Skurl сказал несколько слов про "Джорджино", про то, как он ценит лично роль Джеффа, затем сказал про картину и попросил передать ее Милен. Джефф на удивление легко согласился, сказав, что передаст ее немедленно. Skurl взял у него автограф, и Джефф с картиной в руках убежал куда-то из партера. Я видел, что то, что говорили ребята, видевшиеся с Джеффом в Берси в 1999 г. - действительно правда. Он оказался очень общительным и обаятельным человеком, и он очень хорошо, по-дружески, отнесся ко всем поклонникам. Да, это все походило на сказку...
Мы пошли искать свои места в партере. Там уже находились все наши ребята - Маша Кудасова, Катерина с Мышкой, Nathalie, Андрей Нигин и многие другие. Места у нас оказались плохие - очень сильно сбоку и достаточно далеко. Skurl тоже расстроился и полез за заранее припасенным биноклем. Впрочем, это продолжалось недолго. Было видно, что слишком дорогие билеты (по $350) в VIP-зоне раскуплены не были, и из нескольких сотен мест там от силы было занято два ряда. Народ с партера как-то стихийно вдруг потек в VIP-зону, и мы, естественно, тоже рванули туда. Охрана этому особо не препятствовала. Мы со Skurl'ом сели на превосходные места в четвертом ряду по центру, так что до сцены было метров 8-10. Обзор был великолепный. До начала концерта мы просидели малость на нервах, ожидая, попрут нашу фанатскую тусовку оттуда или нет. Помаленьку продолжали подходить VIPовцы, но они садились на свободные места вокруг нас. Мда-а, знали бы они, что их ожидает :).
Концерт явно задерживался, впрочем, мне тоже торопиться было некуда. Играла какая-то фоновая музыка, потом под музыку голос, похожий на миленский, принялся монотонно произносить различные фразы. Я сидел и разглядывал публику. В первом ряду сидели солидные дядьки с мобилками и женщинами - ну прямо как из анекдотов :). Зал был неполон, по моим оценкам, заполненность составляла процентов 60-70. Французы, приехавшие по линии MFIFC (путевка стоила $1300), сидели организованно и кучно, но очень далеко - на балконе и не по центру. На боковых балконных местах справа я заметил целую толпу (не меньше взвода) ментов, явно скучавших в своих толстых робах. Вскоре двое осветителей, как заправские акробаты, под одобрительный шум зала полезли по веревочным лестницам наверх, на свои места. Это был верный признак начала шоу. И действительно, минут через пять, в 19:40, погас свет и оно началось!
Занавес осветился феерическими синими кругами, и зазвучали первые аккорды Mylenium. Так продолжалось с минуту, затем добавился барабанный перестук, и занавес начал падать. То, как он падал, меня просто поразило, я подумал: "Надо же, какая проработка мелочей". Легкая ткань вдруг изогнулась в стоячей волне, и ее верхний край начал стремительно снижаться, в то время как нижняя часть казалась неподвижной. За занавесом открылась темная фигура исполинской статуи богини Изиды до пояса - голова и две разведенные в стороны руки. С боков от статуи находилось некое подобие экранов, скрепленное решетчатым каркасом; сейчас на них плыли багрово-красные облака. Освещение было подобрано чрезвычайно тщательно, и вся композиция смотрелась словно неземная: низ сцены освещался попеременно синими и красными прожекторами, а голова статуи - отдельным сине-белым прожектором. Тем временем началась припевка, и голова статуи начала медленно раздвигаться! Мы замерли, впившись глазами в туманящуюся высь. И увидели ЕЕ! Она стояла - нет, она висела на двух стальных тросиках, разведя руки и слегка выдвинув вперед ногу - просто царственная поза! На ней было белое полупрозрачное платье с длинными шлейфами на руках. Прическа ее поражала воображение - не такая вызывающая, как на Live a Bercy, но очень пышная и красивая - ниспадающий фонтан рыжих волос. Я непроизвольно подумал о том, сколько же времени надо готовить такую прическу. Микрофон у нее был закреплен на голове, и руки были свободными. Затем Милен медленно выдвинулась из головы статуи - высота была порядочная - метров 6-7, и я подумал - "надо же, и не боится столько раз это проделывать!". Ее так же медленно начали опускать вниз, в то же место начала двигаться правая рука статуи; впрочем, это я заметил не сразу - все мое внимание было приковано к Милен. Подвески практически не было заметно, Милен казалась парящей в воздухе, словно ангел. Она улыбнулась и осмотрелась по сторонам - медленно, величаво; несомненно, ей хотелось увидеть, что за аудитория собралась - все-таки первый концерт в России. Я почуствовал себя немножко смущенным, ведь трибуны были далеко не полными. Милен, пропев в воздухе слово "Innamoramento" несколько раз, опустилась в руку богини и уютно устроилась там; по сравнению с гигантской ладонью она казалась крошкой.
Свет на секунду погас и снова озарил сцену голубыми тонами, облака на экранах стали более светлыми. Милен по-прежнему сидела в ладони у божества, я успел заметить, как уходили вверх отцепленные тросики подвески. Зазвучала знакомая до боли мелодия L'amour naissant. Я испытывал смешанные чувства: столько раз эта музыка уводила меня в волшебный мир Innamoramento, и вот теперь она - снова мой проводник в мир реальности, в настоящий мир Милен. Милен улыбалась и старательно выпевала слова - было видно, что она поет вживую. На нее падал яркий свет, и я впервые смог разглядеть ее лицо - с моего места перед сценой Милен было видно во всех деталях. Да, на вид ей было точно не больше тридцати пяти, и фигурка ее, столь знакомая по клипам, была идеальна, а губы были похожи на сердце (возможно, этому способствовал умелый макияж ;-), но я и раньше замечал это на фотографиях). Вскоре она встала и аккуратно, осторожно, словно кошка на незнакомой местности, сошла с ладони, слегка обнажив великолепные ножки :). Она словно играла с нами, со зрителями! Впрочем, зал практически безмолвствовал, наши хлопки мало что могли изменить. Милен подошла к самому краю сцены, развела руки в стороны и продолжала петь - мы подпевали. На припевах ей помогали две женщины из подпевки - они стояли чуть позади и левее, еще левее стоял с гитарой Джефф; на нем было забавное одеяние - нечто, напоминавшее длинную плотную темную юбку. Остальные музыканты находились справа. Акустика была не очень, звук был довольно плоским и ненасыщенным; впрочем, голос Милен я слышал превосходно. Примерно за минуту до конца песни Милен развернулась и пошла в левую заднюю часть сцены - остаток припева за нее уже допевала подпевка. На поясе у Милен я увидел две блестящие коробочки передатчиков радиомикрофона - похожие на те, что было видно на Live a Bercy. Свет погас.
Забились щемящие аккорды L'ame-stram-gram, замысловатые звуки какого-то китайского инструмента - я почувствовал, насколько глубоко запал мне в душу этот клип. На экранах зажглись две луны, яркий луч света выхватил Милен из тьмы - она сидела в центре сцены на корточках, обхватив колени; микрофон был по-прежнему закреплен на голове. Позади нее сидело человек восемь танцоров. Милен успела переодеться, и сейчас у нее был весьма экзотический ярко-оранжевый костюм с уширенными рукавами и облегающими брючками, очень шедший к ее прическе. Я даже подумал, что прическу готовили специально для этой песни. Костюмы танцоров были похожими. Хореография была разнообразной, но несложной - похоже, специально для того, чтобы не затруднять Милен пение - в основном движения руками и туловищем, однако слаженность Милен и танцоров поражала. Чувствовалось, что у них за плечами целое турне.
Хотя мало кто помнил программу концерта, следующая песня Que mon coeur lache вместо парижской Beyond my control стала для нас неожиданностью. Милен справедливо посчитала, что эта песня у нас более известна, что было естественным из-за известного клипа. Кроме того, эта песня - более веселая, а Милен наверняка предвидела проблемы с русской публикой и хотела расшевелить их любыми способами. Так что изменения в концерте, по-видимому, были неизбежны. Проблемы с публикой были как очевидные - мало кто мог подпеть по-французски, так и менее очевидные - из-за дорогих билетов в партере были только солидные люди, или считающие себя таковыми, а большинство фанатов сидели на галерке. Милен, конечно же, не привыкла к такой публике, к такой реакции, и я который раз про себя клял организаторов. Милен была в том же костюме, только микрофон сменила на обычный (вообще на этом шоу костюмов было значительно меньше, чем на Live a Bercy - видимо, было решено уменьшить время ожидания между песнями).
Следующей песней была моя любимая Rever - очень грустная, нежная и очень личная. Милен была по-прежнему в том же костюме, и всю песню пропела, стоя в руке у статуи, причем ее постепенно подняли на высоту метра три, а затем медленно опустили. Ее голос был неподдельным, я вбирал его всем телом... Милен сошла с опущенной руки, задержалась на секунду возле подпевальщиц и ушла в открытую дверь в центре статуи, свет погас.
Увы, еще одна такая лирическая вещь - Il n'y a pas d'ailleurs с парижского концерта - здесь была пропущена. Меня это расстроило, потому что я вообще люблю подобные песни, а эта, к тому же еще и малоизвестна и редка, что еще более подчеркивает ее красоту. Как я узнал позднее, Rever была исполнена по сценарию Il n'y a pas d'ailleurs, а оригинальное исполнение в Париже было просто на одном месте справа сцены.
Когда свет зажегся, Милен стояла в проеме двери спиной к нам. Это была даже не песня - зарисовка Mylene is calling с сингла Je t'aime melancolie 1991 г. - тоже редкая и обожаемая мною вещь. Я был очень рад, когда узнал, что она будет на концерте. Милен по-прежнему стояла к нам спиной и проговаривала слова под музыку разочарований и несбывшихся надежд... Меня просто унесло туда, куда она звала, я не мог наслушаться, способ исполнения завораживал... И с началом исполнения следующей песни получился сюрприз - Милен вдруг неожиданно выскочила слева сцены, а Милен в дверном проеме оказалась двойником в таком же костюме и с такой же прической! Соответственно, вся песня исполнялась под фонограмму, а Милен использовала это время для переодевания. Придумано и исполнено это было просто превосходно - если заранее не знать, то и не догадаешься :)
Костюм у Милен на этот раз был экстравагантный - черный блестящий пиджачок с болтающимися рукавами поверх черного же корсета и черные с блестками брюки c расширяюшимися книзу брючинами. Сзади на ягодицах у нее были прикреплены две металлические сетчатые полусферы, поверх них свисали фалды пиджака. Костюм довершало замысловатое плетеное черное украшение на шее. Все это смотрелось очень стильно :). У шести танцоров, выстроившихся вместе с Милен в ряд, костюмы были сходные. Я слышал, что эта песня - Optimistique-moi - была чрезвычайно популярна на французских концертах, и это полностью подтвердилось. Песня эта была танцевальной, поэтому Милен снова вооружилась головным микрофоном. Сам танец на сей раз был намного более подвижным и сложным - и Милен, и танцоры выкладывались на полную! Синхронность исполнения вновь была выше всяких похвал, мне особенно понравился момент, когда все танцоры с Милен во главе сгруппировались в небольшую кучку и начали лихо отплясывать в современном стиле под припев! Эта песня завела нас всех, мы повскакивали со своих мест и начали дружно прыгать и хлопать, за что сразу же подверглись нападкам со стороны VIPовцев, которым не было ничего видно. Надо сказать, что охрана нам не очень препятствовала, так что мы впоследствии вставали все чаще и чаще, а людям позади нас концерт пришлось смотреть стоя :)
Затем была, в некотором смысле, дань прошлому - многие популярные песни десяти-пятнадцатилетней давности Милен объединила в попурри. Практически полностью была исполнена Pourvu qu'elles soient douces, затем прозвучали отрывки из Maman a tort, Libertine, Sans contrefacon и, напоследок, - окончание Pourvu qu'elles soient douces. Танцоров заметно прибавилось, на сцену вышла вся танцевальная группа; Милен сняла свой пиджачок и стала еще более обворожительна, корсет выгодно подчеркивал ее грудь; микрофон по-прежнему оставался на голове. Начало Pourvu qu'elles soient douces мне очень понравилось, танцы были поставлены просто великолепно. Двое танцоров быстро подняли Милен так, что ее ступни находились на уровне их голов - явно результат длительных упражнений. Французская трибуна неистовствала, мы тоже не отставали :). Очень яркими и красочными были прожектора - на сцену обрушивалось просто разноцветное море! Еще обратили на себя внимание лица танцоров - улыбки на них были не приклееными, а самыми что ни на есть настоящими, искренними - видно было, что им очень нравится то, что они делают.
Следующая песня сменила настроение - это была столь любимая многими Regrets. Милен взяла в руки обычный микрофон. Мне очень понравилось, что Милен на этот раз абсолютно своеобразно спела партию Жана-Луи Мюра - более высоким голосом, чем обычно. Это придало песне доселе неслышанное звучание, как бы открыло еще одну грань в, казалось бы, известном... Примерно в середине песни в ладони богини зажегся красный пиротехнический фонтан - Милен пела и медленно подходила к нему, глядя на сноп искр; ладонь, тем временем, поднималась.
Следом шла неувядающая Desenchantee. Слегка переработанные вступительные аккорды осовременили ее, но не изменили главного - того отклика, что вызывает эта песня в умах поклонников. Милен надела длинную легкую полупрозрачную накидку со свисающими рукавами, микрофон вновь перекочевал на голову. Танец был разнообразен, но менее подвижен. Хореография была великолепной, особенно запомнились раскачивающиеся из стороны в сторону танцоры. Под конец Милен ушла в очередной раз переодеваться, а музыканты выдали забойную электронную композицию для поднятия тонуса публики. Все - танцоры, подпевальщицы, гитаристы - вышли на край сцены и заводили зрителей. Столь необычный звук сопровождался очередным взрывом света. Да-а, световые эффекты на этом шоу были вне конкуренции! В конце свет притушили.
Вскоре свет вновь зажегся, из нижней части статуи выдвинулась кажущаяся массивной лестница, на ступеньках сидели две танцовщицы, а на самом верху стояла Милен. Раздался задорный смешок - я с радостью узнал Mefie-toi - веселую и шаловливую песню, заинтриговавшую меня с первого прослушивания. На сей раз Милен была в застегнутом черном кожаном плаще поверх светлых одежд. Она спустилась с лестницы и к ней присоединились другие танцоры. Позади взвились красные полотнища, поддуваемые снизу воздухом. Милен пела и танцевала, поднималась на лестницу и опускалась, предостерегающе грозила пальчиком - "Не верь!", улыбка не сходила с ее лица. Я чувствовал, как нравится ей эта песня, ее потаенный смысл...
Но вот Милен сняла плащ - под ним оказалось белое платье с разрезом до бедра, открывающее талию и спину - и села на ступеньки лестницы, затем поднесла пальцы к губам - раздался залихватский свист ("Явно не ее",- улыбнулся я). Грянули мощные аккорды Dessine-moi un mouton, голос Милен даже поначалу потерялся в буре басов. Откуда-то сверху на сцену начала спускаться диковинная фигурка в виде каких-то мифических зверей - я не сразу догадался, что это качели! Милен подошла, уселась, оттолкнулась и начала качаться на них, напевая припев, так весело и непринужденно - словно ребенок - что я был просто очарован! У нее было такое счастливое выражение лица! Вокруг кружились танцоры, сверху вдруг посыпался серебряный дождь из блесток, несколько штук упало на меня, и я, не раздумывая, засунул их в карман :) Во время второго куплета качели вместе с Милен незаметно подняли - я вдруг неожиданно заметил, что она уже покачивается довольно высоко от сцены, лишь изредка касаясь руками тросов для сохранения равновесия. Дождь продолжал сыпаться, низ сцены заволокло туманом. Мы уже давно были на ногах, пели и хлопали - у меня уже начали болеть ладони :) Милен спустилась с качелей и стала ходить по краю сцены, еще больше раззадоривая зрителей. Музыка немножко поутихла, и Милен, по традиции, начала представлять публике других артистов - сначала танцоров, потом музыкантов. Зал реагировал вяло, в основном шумели французы. И вновь свет был притушен.
В темноте зазвучали довольно сильно переделанные, тягучие, но все же вполне узнаваемые аккорды знаменитой California. Милен сидела в полумраке на лестнице вместе с двумя подпевальщицами, головной микрофон сменился на обычный. Практически всю песню они пели на три голоса; Милен вновь позволила себе походить до дальних краев сцены, лестница, тем временем, была убрана, ее место вновь заняла дверь.
Еще одно разочарование лично для меня - это замена Pas le temps de vivre на старую добрую Je t'aime melancolie. Я слышал, что во Франции Pas le temps de vivre была спета особенно проникновенно - практически без музыки, и мне очень хотелось услышать это своими ушами. Увы, выбор вновь был сделан в пользу более известной песни. Затем прозвучало соло клавишника (мне потом говорили, что это была вариация Очей черных, но я этого не уловил). Нас явно готовили к следующей песне...
И она зазвучала - тревожная и волнующая Je te rends ton amour - кульминация концерта. Милен вновь взяла за основу сюжет нашумевшего клипа, даже ее наряд был похожим - роскошное красное платье с продольными разрезами вдоль бедер и длинным шлейфом. Она шла неровной походкой, вытянув вперед руки, словно слепая девушка; багровый свет заливал сцену. И вдруг неожиданно Милен стала подниматься - под ней в полу оказалась движущаяся платформа, на которой она и пропела часть песни! Ее живой голос, то, что она вкладывала в свои слова, подействовало на меня просто оглушающе. Я замирал в восторге, ловя каждый звук. Где-то на втором куплете в статуе напротив Милен открылась дверь, из нее полился свет. Милен обернулась и стала смотреть туда, как мне показалось, со страхом, обреченностью. Подумать только! Свой артистический талант она использовала не только в клипах, но и на сцене! Я не выдержал и заорал: "Милен, не смотри туда!!". Вскоре она спустилась с подъемника, и на нас снова посыпался серебряный дождь. Да, эта песня, это исполнение действительно никого не могли оставить равнодушным! Это была настоящая сценическая постановка.
Затем была более светлая и жизнерадостная Souviens-toi du jour. Милен словно обращалась к залу, пыталась растрясти партер. В конце Милен вдруг неожиданно крикнула по-русски: "До свидания!" (она в течение концерта несколько раз говорила "Спасибо!"). Я это воспринял как ошибку, потому что знал, какой песней должен закончиться концерт, но очень много людей купились и потянулись к выходу! Это дало нам возможность наконец-то вылезти из рядов в проход (сразу же количество охраны перед сценой удвоилось ;-), и остаток концерта мы смотрели, стоя метрах в 4-5 от Милен.
А следом зазвучала одна из самых нежных и красивых песен - Dernier sourire. Широко известная в стане поклонников и практически неизвестная другим, эта песня - гимн светлой грусти и печали, необычайного единения людей друг с другом... Милен переоделась в полупрозрачное ниспадающее поблескивающее платье, в руках, конечно же, был микрофон. Ее голос плыл и звал за собой; аккомпанементом ему был лишь легкий перебор клавишных. Под такую песню, несомненно, можно было плакать, и если бы Милен расплакалась, то и мы бы разревелись, не выдержали бы... Но увы, зал был слишком холоден...
Заключительная Innamoramento была спета просто великолепно! Казалось бы, к идеальной альбомной версии что либо добавить, не испортив, было нельзя, но нежная партия какого-то смычкового инструмента вместе с теплым живым голосом Милен сделали невозможное. Милен прощалась с нами, улыбалась, махала рукой, пытаясь нас утешить, а в нас уже сидело ощущение того, что сказка не вечна, она кончается... Мы пели во весь голос, хлопали, впивались взглядом в Милен последний раз, чтобы сохранить этот миг на всю жизнь, ведь ничего лучше уже не будет...
Милен пошла и встала в ладонь богини, ее начали медленно поднимать. Innamoramento плавно перешла в Mylenium. Освещение постепенно тускнело, Милен села на ладони, обхватив колени руками, и сверху прошуршал занавес, окончательно выталкивая нас в неизбежное.
Концерт закончился, мы, малость прибалдевшие, смотрели друг на друга. Уходить не хотелось, но охранники начали всех подталкивать к выходу. Мы вышли в бар, там Skurl долго выяснял, где будет стрелка, а потом мы пошли к гардеробу, забрали свои вещи и вышли на улицу. Постояли возле служебного входа, проводили взглядом автобус с артистами и музыкантами и побрели домой. Skurl закурил (насколько я понял, для него это необычное состояние). С другой стороны "Олимпийского" мы увидели французов, как всегда веселых и распевающих Sans contrefacon. На нас же напала жуткая депрессия. Я лично себя чувствовал как человек, которому заехали молотком по голове... никаких мыслей, никаких эмоций; похоже, все чувства остались там, в зале. Мы пошли в метро и по дороге встретили Сергея Щеголева, которого я видел впервые. Он тоже был на концерте, но где-то наверху. Мы с ним немного поговорили насчет фидо, и он спросил меня, еду ли я в Питер. Я честно сказал, что не еду, поскольку ехать туда прямо сейчас без единого знакомого в Питере и без заранее купленного билета на концерт - это авантюра. Он сказал, что тоже не едет, но у него были свои причины. У метро мы встретили других фанатов: Karls0n'а, Любу, Нику White и Костю Шафранского; потом подошли Паша Кошелев и Маша Кудасова. Я попутно отождествил Костю с тем Костей, с которым я одно время переписывался насчет ремиксов. Затем все сели в метро и поехали на намеченную стрелку, но бар там оказался закрыт (как потом выяснилось, мы до нужного просто не дошли :( ), и мы поехали по домам (время было уже позднее). В метро отщепился Karls0n, потом мы со Skurl'ом, а Ника и Костя поехали дальше. Мы молча доползли до дома и отрубились.

5 МАРТА

С утра я проснулся в очень хорошем настроении и с твердой уверенностью ехать в Петербург. Мне казалось, что лишать себя такой сказки, когда она так близко, и, быть может, всего раз в жизни - это кощунство. Мы позавтракали, я расспросил Skurl'а о поезде, на который они купили билеты в Питер. А потом мне как неудачнику похождений по Горбушке (там, как и везде по городу, из-за ажиотажа и наплыва иногородних гостей отсутствовал практически весь миленостафф) Skurl подарил "Джорджино" из своих личных запасов. Насчет грядущего концерта у нас была одна и та же нехорошая мысль, что раз вчера все было просто замечательно, то лучше быть не может, а вот хуже - вполне вероятно. Впрочем, я надеялся на лучшее.
Бесконечно пользоваться гостеприимством Skurl'а я не мог, поэтому с утра я поехал устраиваться в гостиницу "Апогей", куда всех собирал Саша Коржев. Гостиница оказалась на большом отшибе и с весьма подозрительным населением в виде лиц кавказской национальности :), но определяющим фактором была низкая цена ($3 за сутки). В конце концов, я там собирался только ночевать. Заселился в номер, белья мне не досталось - местный дефицит :), познакомился с соседями - двумя крутыми парнишами, приехавшими в Москву на заработки, и, судя по всему, живущими там постоянно. Попытки разыскать Коржева успехом не увенчались - на мой вопрос, есть ли у них такой постоялец, администратор сказала, что таких сведений не дает, а на вопрос, знают ли они что нибудь о фанатах Милен Фармер, проживающих здесь, меня немедленно взяли на пушку и со словами: "Только фанатов всяких нам еще здесь не хватало!",- чуть не выперли из гостиницы. "Ну и ладно",- подумал я и поехал на Ленинградский вокзал. Найти этот самый вокзал для меня оказалось проблемой, поскольку надпись на нем видно, только если отойти метров на тридцать :), но об этом я догадался позднее. Зайдя в единственное подходящее здание, я спросил у первого попавшегося мента с совершенно идиотским видом, Ленинградский ли это вокзал, и получив удивленный кивок, двинул к кассам. Билет в Питер я купил без проблем, даже в тот же вагон, где ехали все остальные. Потом я позвонил Skurl'у на предмет намечавшихся стрел и заодно сказал ему, что еду в Питер вместе с ними. Затем я поехал на Красную площадь, надеясь успеть на планировавшуюся тусовку возле собора Василия Блаженного. Куда там! Мало того, что я опоздал, так еще и выйдя из метро, пошел не в ту сторону и обошел весь Кремль, прежде чем попал на площадь. Разумеется, там никого не было, но это меня сильно не расстроило. Гораздо сильней меня огорчала холодная погода - мерзли руки и было сложно щелкать семечки :), да еще постоянно замерзал фотоаппарат. Несмотря на погоду, на площади было довольно людно.
Подошло время ехать на концерт. На этот раз я добирался в одиночку, поэтому еще минут двадцать поплутал в поисках "Олимпийского", хотя я там был вчера, да и потерять такое огромное здание довольно сложно :). К тому же, я забыл, как дойти до служебного входа (у меня и в этот раз был билет в партер, причем, на место несколько лучшее вчерашнего официального) и попытался зайти сверху, откуда меня вежливо завернули. Наконец, я зашел куда надо, и повторилась процедура с металлоискателем, только на этот раз я его прошел за два раза :). Зайдя в бар, как договаривались, я стал ждать Skurl'а. Тем временем в зал начали подтягиваться всякие знаменитости - я видел Маликова, Земфиру, Якубовича, Толоконского (наш новосибирский губернатор :), говорят, были и другие. Через полчаса Skurl появился вместе с Claire, там же мы встретили Nathalie. На этот раз мы решили перед концертом подняться на верхний этаж и посмотреть, может там что-нибудь продают. Наши ожидания были не напрасны: там продавали диски (продавцы заявили, что это русская лицензия), кассеты, также произведенные в России по лицензии. Они мне понравились - сделаны качественно, с большими вкладышами, так что я купил 4 штуки по $3, тем более, что у меня дома имелась только самопись, пусть и качественная. Еще были брелки по $2; Nathalie сказала, что в Берси продавались такие же, и я купил пару штук. Была еще майка за $10, но выглядела она уж очень доморощенно - белая, без фоток, с надписью синими буквами "Милен Фармер Москва Санкт-Петербург Март 2000". Ее я брать не стал.
Отдельной проблемой оказалось спуститься назад в партер - желающих с билетами было довольно много. Мои свежекупленные кассеты, сложенные стопкой в карман куртки, охрана два раза принимала за фотоаппарат, приходилось доставать и показывать. Нам на руки поставили печати, и мы наконец-то попали в зал. Тем временем, DMAlex пытался пронести в зал видеокамеру, но его заловили - пришлось отдать в гардероб. В зале все выглядело точно также, как и вчера, в том числе и наполненность, так что мы сразу пошли и нахально сели в VIP-зону. Я сидел на том же 4-м ряду, рядом со мной очутились Nathalie и Claire, а Skurl перебрался на второй ряд. Французы по-прежнему сидели на галерке, только немного сместившись в другую сторону. Как я узнал позднее, там же находились и Катерина с Мышью по билетам, выигранным на "Европе +". Мы терпеливо ожидали.
Вскоре начался и сам концерт. Собственно, он представлял собой копию вчерашнего, но были и весьма забавные отличия :).
Сразу, как погас свет, Claire принялась собирать принесенный с собой по частям фотоаппарат. Ее героизм меня просто потряс. Она не только ухитрялась снимать с 4-го ряда в условиях, когда на нее пялились несколько охранников, но еще и успевала в темноте делать заметки, какая песня за какой идет.
Где-то в середине концерта между песнями Милен неожиданно крикнула по-русски: "Как дела?", чем всех застала врасплох. Помню, я каким-то не своим голосом заорал: "Нормально!!!" - первое, что пришло на ум.
На песне Je te rends ton amour у Милен заклинило подъемник в верхней точке (метра три над сценой), и она была вынуждена всю песню пропеть на нем. Там пошла такая импровизация! Под конец она просто села на край слева, свесив ножки (хороший повод их еще раз продемонстрировать :) и смущенно улыбаясь (эта чудесная улыбка убила меня наповал - такую Милен я еще не видел), на сцену выполз какой-то танк (амбал 2х2х2 метра :) и снял ее оттуда (я еще побаивался, что он ее уронит - все-таки высоко было). Подъемник опустили только на следующей песне (Souviens-toi du jour), и поначалу он здорово мешал танцорам.
На этой же песне Souviens-toi du jour Милен пыталась еще раз расшевелить зал, особенно правую часть VIPа, что ей по-прежнему плохо удавалось. И она пошла на традиционный, в общем-то, шаг - вытащила из первого ряда девчушку лет 10-12 на сцену. Прикол был в том, что к сцене было сложно подобраться, и эту девочку охраннику пришлось просто проносить над всеми железками. Милен стояла, обняв девочку и пела припев, а я восторженно смотрел и думал: "Ну вот, одним фанатом становится больше" :). Потом она ее поцеловала, и охранник снял девочку со сцены. Это, действительно, помогло несколько расшевелить зрителей.
Нам на сей раз удалось вскочить на ноги и выбраться в проход гораздо раньше, уже, ориентировочно, к Dessine-moi un mouton. В этот раз эмоции били из меня ключом, я смотрел на Милен с пяти метров, пел во весь голос и хлопал так, что болели руки, а сердце билось так, что я всерьез опасался, что оно не выдержит. Но эмоции были выше всего - в те минуты я был по настоящему счастлив! И, самое главное, это чувство не покинуло меня после заключительной Innamoramento и падения занавеса - оно прочно вошло в мое сердце, чтобы остаться там навеки. Я понял, насколько было бы ужасно попасть только на один концерт и не увидеть второй! Я уходил все еще возбужденным, но в душе у меня царили умиротворение, тихое счастье и восхищение Той, что умеет делать Так.
Потом мы решили подняться на трибуны к французам - уж очень дружно они себя проявили во время концерта, и Милен постоянно на них поглядывала. Мы перекинулись парой слов с французами, пообещали им встретиться возле "Олимпийского" и пошли искать наш гардероб. Это оказалось нелегким делом, мы вышли куда-то не туда, я прикупил газировки, которой тут же облился от переизбытка ощущений :) ; мы еще долго прошлялись по "Олимпийскому". Skurl, тем временем, куда-то запропал. Как вскоре выяснилось, он пошел еще раз навестить Джеффа, отдал ему остальные наброски Claire и стряс еще парочку автографов :). Наконец, мы вышли куда надо, забрали вещи (фотоаппарат у меня на сей раз был в куртке, я на ходу зарядил туда пленку), вышли на улицу, а то охранники в холле уже начинали звереть :), опять проводили взглядом автобус с артистами и сфотографировались пару раз. Ехать куда-то тусоваться мы были уже не в силах, поэтому, распрощавшись с другими, мы (DMAlex, Skurl, Nathalie и я) пошли к машине DMAlex'а, который обещал подбросить нас до метро. Тут я еще раз щелкнул фотоаппаратом, и мы покатили. В машине играл Innamoramento, Skurl жаловался на то, как его сейчас, наверное, ненавидит Джефф :), а я находился в малость перевозбужденном состоянии. Потом нас с Nathalie высадили где-то на кольцевой станции, и мы поехали на метро, благо нам было по пути. Я по дороге убеждал Nathalie съездить на концерт в Питер, а она отнекивалась, сваливая все на свою занятость на работе. Nathalie вышла, а я поехал к себе в гостиницу к черту на кулички. Добрался туда к полуночи и долго ломился в дверь, пытаясь разбудить кого-нибудь из соседей (ключ был один на весь номер). Наконец мне открыли, популярно объяснив, что обо мне думают :), и я завалился спать. Очередной великий день закончился.

6 МАРТА

Мне предстояло убить два дня в Москве, кои я и решил употребить на поиски миленостаффа. С утра я поехал завтракать на Ленинградский вокзал (там была понравившаяся мне кафешка, правда, жутко дорогая). Попивая кока-колу и разглядывая киоски на вокзале, где была просто уйма мягких игрушек, я вдруг вспомнил про кадры Берси, где Милен кидали эти самые игрушки. Я поразился, почему такая идея не пришла мне в голову раньше - я же два концерта подряд стоял у сцены. Это положение нужно было срочно исправлять :). В том, какую именно игрушку надо закидывать, сомнений не возникло - уж слишком символичной была Dessine-moi un mouton :). На вокзале, увы, барашков не оказалось. Я позвонил Skurl'у на работу (был понедельник) c целью выяснить адреса СОЮЗовских магазинов, где, как я знал, было много лицензионных дисков. Skurl назвал мне несколько адресов. По дороге меня почему-то потянуло съездить на Горбушку, что я и сделал - и сделал зря, поскольку в будние дни там никого не было. Тогда я доехал до Охотного ряда, заодно прикупил в метро "АиФ" со статьей о Милен и пошел искать ЦУМ; по пути набрел на здание Гос. Думы, которое, как я думал, вообще находится не здесь 8-). В ЦУМе я прошлялся довольно долго, СОЮЗовский отдел оказался аж на шестом этаже, но меня там просветили, что ни одного диска Фармер у них сейчас нет :(. Я малость расстроился, потому что шел четвертый день моего пребывания в Москве, а я еще ни копейки не потратил на лицензионные диски. Зато в ЦУМе на пятом этаже я прикупил за $8 вожделенного барашка (больше они мне так нигде и не попадались) и отбыл в ГУМ. В ГУМе в СОЮЗовском отделе мне тоже сказали, что нужных мне дисков у них нет, но я как раз узрел за стеклом и под замком замечательный Live a Bercy за $40. На мой вопрос, почему он не лежит в общем развале, продавец пожал плечами и сказал: "Дорогой сильно - сопрут". Я, не долго думая, этот диск прикупил. Он был великолепен - блестящая картонная книжка с двумя дисками в кармашках и кучей фотографий с концерта 1996 г.
По дороге в метро я наконец-то сподобился зайти в сам Охотный ряд. Я был просто очарован красотой и уютом этого подземного города и завис там до вечера. В совсем уж скромном музыкальном отделе неожиданно обнаружил лицензионный Anamorphosee за $19, который, разумеется, тут же перекочевал ко мне в карман :). С наступлением темноты я поехал к себе назад в гостиницу и весь вечер провалялся на кровати, разглядывая накупленное за два дня.

7 МАРТА

С утра я выписался из осточертевшей мне порядком гостиницы, кинул сумку в камеру хранения на Ленинградском вокзале и поехал еще раз в "ВсеСОЮЗный" в ЦУМе, где так ничего нового и не подвезли. Тогда я поехал на Новый Арбат и слонялся там до вечера, выспрашивая в театральных кассах ненужные уже миленовские афишки (они висели в каждой кассе до 5 марта). Насобирав три штуки, я с чувством выполненного долга вечером поехал на вокзал. К полуночи к памятнику Ленину начали подтягиваться люди: Shuric, Skurl, внезапно решившая ехать Nathalie :), Даша с мамой в нагрузку (одну ее в Питер не отпускали), Karls0n, Ника и много других людей. Я был удивлен - народу набралось на целый вагон, хотя билеты у нас были в разные вагоны. Все ждали Машу Кудасову, наконец, она появилась, и мы двинули к поезду. В поезде выяснилось, что мы с Nathalie ухитрились купить билеты в одно и то же купе, хотя обосновались мы все в купе у Skurl'a. Кроме Skurla и меня там были уже упоминавшиеся Shuric, Karls0n, Nathalie, Маша и Мышь. Все пили чай и вяло болтали - сказывалось напряжение перед концертом. У нас со Skurl'ом вновь появились нехорошие опасения, что питерский концерт испортит прекрасные впечатления, оставшиесь после 5 марта. Я показал своего барашка, на что Маша заметила, что у нее уже есть один, которого Милен держала в руках. Поспать в эту ночь толком не удалось из-за перевозбуждения и шумных соседей, так что я спал часа два.

8 МАРТА

В Петербург мы прибыли утром, местный Московский вокзал оказался точной копией московского Ленинградского :). На перроне нас встречали питерские поклонники, заранее купившие билеты на концерт для некоторых из нас. Мы их тут же расспросили, есть ли еще билеты в стоячий партер, и получили обнадеживающие сведения, что есть. У меня, Nathalie, Ники и Даши билетов не было, но Даша уехала впоследствии с Сашей Коржевым, а нас до касс СКК любезно согласился подбросить Alex. По всему городу были расклеены синие афиши, чрезвычайно радовавшие глаз. Снять их, однако, было практически невозможно, потому что они были в стандартных тумбах за оргстеклом. СКК "Петербургский" оказался очень большим и красивым зданием, расположенным в глубине парка неподалеку от метро. В кассах, и вправду, еще были билеты практически всех категорий, мы купили самые дешевые - стоячие за $12. Несомненно, нам было необходимо пробраться поближе к сцене. Питерские билетики оказались намного больше по размерам и тоже очень красивыми. Там же, возле касс, висели красные афиши местного дизайна, я их видел впервые.
Дальше у нас в планах было найти кого-нибудь из наших. Мы долго и упорно разыскивали сначала телефон-автомат, а затем способ из него позвонить - в Питере это оказалось большой проблемой. Плюс ко всему, связь была никудышной, даже по городу. Я таки дозвонился до Ильяса Мурадова, знакомого мне по фидо. На удивление, он сказал, что ничего не знает про сегодняшний заезд московских фанатов, хотя, как мне казалось, у них была договоренность с Karls0n'ом. Я спросил, идет ли он на концерт, на что он сказал, что не идет по причине отсутствия денег. Мне, откровенно говоря, это показалось смешным, поскольку за три месяца, предшествовавших концерту, эти несчастные $12 можно было раздобыть... Впрочем, он заверил меня, что появится на стреле в 17:00.
Затем мы расстались с Alex'ом, договорившись встретиться на той же стрелке, и поехали на метро назад на Московский вокзал. Здесь мы с Никой обзавелись билетами на обратный путь в Москву (из Питера в Новосибирск поездов не оказалось, так что я был вынужден возвращаться в Москву). Еще одна попытка дозвониться теперь уже до GIRANDoLE успехов не принесла (как потом выяснилось, ребята сидели у него, а он - в Сети :).
Так как времени до концерта было еще много, то мы с Никой и Nathalie решили погулять по городу, тем более, что я в Петербурге оказался впервые. Погода, в принципе, не благоприятствовала, с залива дул жуткий ветер. Мы прошлись от метро до набережной, постояли на какой-то площади и погадали, что это за домина на набережной (оказался Эрмитаж, да простят меня питерцы :). Потом пошли назад, искать метро, что оказалось делом непростым - возле Адмиралтейства и близко нет станции (как я потом прочитал, она есть под землей, но поезда там не останавливаются, потому что не сделан выход на поверхность :). Мы уже малость опаздывали, доехали на метро до парка, наскоро перекусили и помчались к памятнику Чернышевскому, где намечалась встреча.
Там оказалось на удивление много людей - не меньше 50 человек; на групповую фотографию мы таки опоздали. Там же я познакомился наконец с Ильясом и GIRANDoLE; все ждали Сашу Харина из Екатеринбурга, но его не было (как выяснилось позже, он в это время стоял у СКК). Постепенно все двинулись к СКК, я дал Ильясу денег на билет, чтоб он потом всю жизнь не мучался :), он помчался в кассу. У СКК уже стояло оцепление, но менты были достаточно дружелюбны. Постепенно набралось довольно много народу, становилось совсем холодно стоять, и нас начали пускать внутрь. На входе у нас оторвали корешки от билетов, на этом все проверки и закончились (мда, не сравнить с Москвой...).
Внутри нас ожидала неприятная неожиданность - гардероб не работал, в то время как у многих из нас была не только зимняя одежда, но и сумки. Здесь тоже продавали тот же самый миленостафф, правда, выбор был меньше, чем в Москве. Я не удержался и купил таки себе майку и еще пару брелков. Народ, тем временем, двинулся занимать места у входа в зал - было очевидно, что чем раньше попадешь в зал, тем ближе к сцене будешь стоять. Некоторое недовольство вызвали французы, которых запустили в зал заранее, и они выстроились ровным рядком перед сценой.
Но вот открыли двери, и все ломанулись внутрь. О, это была не последняя на сегодня давка :) (позже я узнал, что наши ребята - Karls0n и Саша Коржев - сгоряча вообще выломали дверь в центральном проходе ;). Я встал по центру довольно близко от сцены. Зал быстро наполнялся. Сам зал представлял собой уменьшенную копию "Олимпийского" (балконный уровень был только один), но он все равно смотрелся внушительно, а тщательно занавешенная сцена посредине казалась необыкновенно маленькой. К моменту начала концерта зал был практически полон, партер был запружен людьми. К моему огорчению, среди них оказалось довольно много непотребных типов, не осознающих, куда они попали (сказалась дешевизна билетов). Народ пил, курил и матерился, было неуютно. Начало концерта, как обычно, затягивалось, что вызывало недовольство зала.
Наконец, в 19:45, представление началось. Я снова внимал и старался пробраться поближе к сцене, под конец мне удалось забраться даже ближе, чем в Москве, хотя Милен было видно хуже из-за леса рук и очень высоких парней. По ходу концерта меня очень сильно мотало из стороны в сторону, шли "волны", это нервировало. Впрочем, происходящее на сцене меня захватывало гораздо больше. Акустика здесь была намного лучше, чем в Москве. Милен, видя непосредственную реакцию зала, вела себя гораздо раскованнее и естественнее. Народ, в свою очередь, просто обалдевал. Насколько я понял, многие просто не ожидали такого представления, такого света и звука! Настроение толпы менялось на глазах - от нахально-агрессивного до умиротворенно-восторженного. Ближе к концу шоу зал уже практически не болтался из стороны в сторону, а рукоплескал и даже пытался подпевать, что очень нравилось Милен. Доминирующей роли французов не чувствовалось, наши фанаты их с лихвой перекрывали. Я сам пел во всю глотку, за что на меня возмущались, а потом махнули рукой.
В одежде было невыносимо жарко, пот со всех тек ручьями. Где-то в середине концерта я увидел перед собой Мышку - ей явно было плохо, народ посторонился и выпустил ее. Я просто впал в транс, и когда грянули первые аккорды Dessine-moi un mouton, даже не сразу вспомнил про заветный кулек в руках. Торопливо принялся доставать барашка, что оказалось непростым делом - даже поднять руки было очень трудно. Мне, вдобавок, неудачно прижали запястье, и некоторое время я гадал - поломают или нет. Барашка я все-таки вытащил, пару раз им махнул, и, увидев, что Милен направляется из глубины сцены к опускающимся качелям, кинул его на сцену. Он едва долетел, потому что размахнуться в такой давке было ну очень сложно. На мое счастье, Милен сразу же его заметила, даже немножко удивилась, подошла и подняла его, а затем пронесла по сцене, показывая всем и ослепительно улыбаясь! Все, меня словно выключили, я на какой-то момент потерял над собой контроль, и, если б не подпиравшие меня люди, точно бы свалился на пол... Милен не стала бросать его назад (и слава богу, а то б я этого не перенес), а поставила его на пол на краю сцены, уселась на качели и, как всегда, задорно начала раскачиваться. Потом кто-то из танцоров подхватил его и отнес длинноволосому клавишнику Yvan'у. Жизнь продолжалась :)
Дальше атмосфера накалялась еще больше, танцоры окончательно завели толпу. Рядом вдруг очутилась Даша и стояла какое-то время возле меня. Милен, видя хороший отклик толпы, удлиняла песни по сравнению с Москвой, пропевая дополнительно припевы вместе со зрителями (особенно волнующей и красивой была распевка Je te rends ton amour), и даже позволила себе всплакнуть на Dernier sourire. Мне постепенно перестало хватать воздуха, так что петь песни в полный голос я не мог - просто смотрел на Милен и думал, от чего я раньше умру - от теплового удара или остановки сердца. Тем не менее до конца концерта я дожил, стоял и шептал про себя Innamoramento, вбирал в себя последние аккорды Mylenium; потом занавес упал, толпа зашевелилась и начала растекаться по выходам.
Я пошел в вестибюль, в поисках хоть чего-нибудь попить. Вся моя одежда была насквозь мокрая, даже кожаная куртка :) Газировку разметали влет, в баре стояла огромная очередь. Я вдруг сообразил, что мы не договорились о встрече после концерта, и пошел наверх в вестибюль искать наших. Там я обнаружил Shuric'а, постепенно подтянулись остальные люди, и мы пошли к метро. Говорить не хотелось, все, особенно питерцы, были под большим впечатлением. У метро мы постояли, подождали, пока Karls0n найдет Машу Кудасову (которая запросто могла пропустить поезд) и назвонится по телефону-автомату. Как я тогда не простудился в абсолютно мокрой одежде на леденящем ветру, до сих пор остается загадкой :). Постепенно нас осталась небольшая кучка - Skurl, Nathalie, Karls0n, Shuric, Nick, Костя Лавтаков, которого я тоже видел впервые, и Саша Коржев. Предложение Nick'a поехать посидеть в кафешку было, к сожалению, отклонено, поскольку до поезда оставалось мало времени. Наконец, все зашли в метро; тут Коржев вдруг предложил самописанный диск с саундтреком "Джорджино" за $3, который и был немедленно прикуплен мною. В метро в ларьках мы поскупали всю питерскую прессу, в которой были статьи о Милен, и поехали на вокзал. Там все сфотографировались на прощание, и, вспомнив горькие уроки предыдущей ночи, двинули на поиск булочек и газировки, каковые и были закуплены в огромном количестве :). Все погрузились на поезд и поехали; у меня был билет в другом вагоне и я дважды порывался посидеть в купе у Skurl'а, но проводница меня со скандалом выставила :-(. Пришлось идти спать.

9 МАРТА

С утречка я пробрался в Skurl'овский вагон, мы немного посидели, потом приехали на вокзал, вышли и разошлись (был рабочий день, все торопились на работу). Я распрощался со всеми - теперь уже надолго, и пошел выяснять, как можно побыстрее уехать из Москвы. На Ярославском вокзале я купил билет на владивостокский поезд - до него было еще часов шесть, и поехал напоследок на Красную площадь. Погода была препротивнейшая - шел мокрый снег и дул ветер. Я добрел до ГУМа, там узрел появившийся лицензионный Dance Remixes в однодисковом варианте за $14, но денег на него у меня уже не оставалось :-(. Постоял на Красной площади, посмотрел, как десяток машин ее оперативно убирает прямо во время снегопада :) и спустился в полюбившийся мне Охотный Ряд. Там я оттягивался полдня, затем поехал на вокзал и сел на поезд. И Москва поплыла за окном... Особой грусти я не испытывал, все самое ценное - свои впечатления и воспоминания я увозил с собой...

10 МАРТА

Весь день ехал в поезде. На сей раз я запасся хорошими батарейками и прослушал все купленные кассеты по нескольку раз. Где-то по дороге ко мне подсел молодой лейтенантик, и, узнав, что я еду с концерта "одной певицы", сумел даже догадаться - какой. Это меня порадовало - все-таки реклама действительно была на уровне.

11 МАРТА

Все, я приехал обратно в Новосибирск. На оставшиеся деньги купил еще пару пиратских сборников Милен, которых у меня еще не было, и на этом моя эпопея закончилась. Осмысливать все это надо будет много позже, да и надо ли? Похоже, для меня чувственные ощущения всегда будут превалировать над разумными, и Милен я буду помнить скорее сердцем, чем головой. Приедет ли она еще к нам?..
 
 

Наверх
К разделу Рассказы очевидцев
К разделу Милениум в России
К разделу Концерты

© 2000-2002 MFRFC